Автор книги Валентин Л. Огудин, доктор исторических наук, в течение многих лет изучает восточные традиции взаимоотношений людей разных вероисповеданий с природой. В далеком 1986 году в Иволгинском дацане получил первичное посвящение от старейшего в России ламы Дарма-Доди Жалсараева и духовное имя Дорже Кхандро (Ваджрадака). Позже изучал с погружением народный ислам, буддизм, бон, среднеазиатское, бурятское и хакасское шаманство, получая необходимые для работы допуски и посвящения.
Сбор научных материалов шел не быстро, только на саче ушло более двадцати лет и почти два года на переводы и оформление текста. Теперь перед вами книга «Золотая черепаха: мир тибетской геомантии», посвященная традиционным тибетским методам исследования земли.
В мировоззрении тибетцев окружающая среда воспринимается как невербальный текст, где каждый объект соотносится с первичными элементами мироздания и в своем облике содержит тайные сведения, доступные для понимания только обученным специалистам. Форма объекта представляется опорой активности божественных или демонических существ, которые могут быть благоприятными, неблагоприятными или нейтральными к человеку.
Взаимоотношения с одушевленными формами осуществляются с помощью умилостивительных, защитных или подчиняющих ритуалов. Обязательно производятся астрологические расчеты, позволяющие учесть временной фактор изменчивости состояния активности магических существ, определить благоприятные моменты для возведения зданий и культовых сооружений. В книге широко использованы материалы трактата XVII в. Vaidurya dkar po (Белый берилл), написанного крупнейшим тибетским ученым и политическим деятелем Сангье Гьяцо. Кроме того, привлечены сведения из научных трудов отечественных и иностранных тибетологов, культурологов и этнологов, а также из семинаров и вебинаров. Текст содержит большое количество иллюстраций и таблиц.
Валентин Огудин (Ваджрадака) — доктор исторических наук, автор монографий, книг и статей. Область научных интересов: сакральная экология; сакральная география; этническая психология; народный ислам, буддизм, бон, среднеазиатское и сибирское шаманство; народная медицина Центральной Азии: фармакогнозия и знахарство; религиозно-экологические учения: фэншуй и саче.
Отрывки из книги
О сабдаках времени
Черепаха-Мать считается прародителем бесчисленного множества противостоящих людям духов-владык (хозяев) земли (тиб. sa-bdag), ежегодно, ежемесячно, ежедневно и ежечасно изменяющих свое положение в пространстве. Появление сабдаков Гьюрме Дордже, переводчик и комментатор астрологических глав трактата Vaidurya dkar po, объясняет как следствие трансформации тела черепахи после пронзения ее мечом созерцания Манджушри. В этот момент «…духи владык земли, как говорят, вышли из черепахи как тонкий пар (rdul-gyi rlangs-pa). Среди них король, The-се, появился в короне черепахи; его министр (gyel-po) в сердце; его астролог (bla-mkhyen) в правом легком; королева-мать, The-khyem, в левом легком; королева, Hang-phan, на правой руке; королевский телохранитель (Se-shar) на левой руке; королевский конь (rang-rta) на правой ноге; королевский хронометрист (Se-bya) на левой ноге; канцлер (Se-byi) на хвосте; королевская собака (Hal-Khyi) из объединенных соков; змееподобный дух (ITo’-phye) из кожи; ежемесячные духи-владыки (zla-ba’i sa-bdag) ото лба; ежедневные духи-владыки (zhag-gi sa-bdag) от правого бедра; почасовые духи-владыки (dus-kyi sa-bdag) от левого бедра. Кроме того, меньшие духи появились, например, The-grura, из чрева; ‘Brug-lha из тонкой кишки; Grol-bu Inga из сердца; gNyan-chen из конечностей; и малые духи-хозяева (nl-ma’t sa-bdag) из второстепенных каналов черепахи». [1] Знание перемещений сабдаков — важный астрологический раздел тибетской геомантии (sa-dpyad). От этого зависит деятельность людей, такая как строительство храмов, дворцов, домов, могил, рытье колодцев, рубка деревьев и пр., которая может осуществляться только при поддержке определенных обрядов, противодействующих вредоносному влиянию духов земли.
Гьюрме Дордже, сославшись на тибетский трактат «Сбор всех драгоценных элементов» (‘Byung-ba rin-chen кип-‘dus), указывает на существование бесконечно большого количества сабдаков, образованного их разделением по элементам, пространственному положению и внешним, внутренним, тайным и самым тайным аспектам. Среди них выделяются тысяча духов — владык земли, которые могут быть определены, т.е. названы и опознаны. Их промежуточный перечень содержит 150 имен, а наименьший — 81. В сведениях Vaidurya dkar po упоминается о 102 сабдаках, которые постоянно остаются на одних и тех же направлениях, не перемещаясь в зависимости от изменения времени. Их представляют духи: 9 «подземных уровней» — (sa ‘og rtm dgu’i sa-bdag), 21 «постоянных, неизменных» — (gtan du mi ‘pho nyer gcig) и 72 вечных (gnas ра don gnyis). Среди сабдаков, постоянно меняющих свое положение в пространстве в зависимости от изменения времени, 474 непосредственно связаны с годами, месяцами, днями и часами. В их числе 231 движущийся дух годов (lo’i sа bdag), 124 движущихся духов месяцев (zla-ba’i sa-bdag), 81 движущийся дух дней (zhag-gi sа bdag) и 37 движущихся духов часов (dus kyi sа bdag).
Однако в опубликованных таблицах Vaidurya dkar po [2] указаны всего 137 сабдаков (38 — годов, 56 — месяцев, 9 — дней и 37 — часов). Кроме того, перемещение духов в пространстве и времени требует поименного исследования, поскольку наблюдаются несоответствия между текстом трактата и его графическим отражением. На это указывал и Дитер Шух. [3] Возможно, что таблицы Vaidurya dkar po не универсальны и приведены только в качестве примера, а для каждого отдельного случая надо делать новые расчеты. Наиболее последовательны таблицы движения сабдаков года, менее последовательны движения по месяцам, и совсем запутанными являются движения по дням и часам. Возможно, это потому, что многие духи появляются на короткий срок, оказывают кратковременное влияние и исчезают. Более того, некоторые из них могут возникать в любом периоде времени, в режиме скрытых закономерностей. Но зафиксировать все мелкие перемещения множества сабдаков в таблицах, вероятно, непосильная задача.
Имеющиеся описания сабдаков очень кратки, часто названы лишь их имена, да и достоверные изображения имеются не во всех случаях. Желая заполнить этот пробел, астролог Михаель Эрлевин в книге «The Earth Lords» [4] привел изображения всех сабдаков в виде карт (подобных Таро), но в том виде, в каком подсказало ему воображение. Такой авторский подход к традиционным материалам недопустим для научного исследования. Иконография образов сабдаков, приведенная в Vaidurya dkar-po, содержит множество важных символов — атрибутов власти, одежды, положения тела и рук и пр., значение которых уже полностью не понимается в силу значительной утраты анимистического мышления. Тибетолог Дитер Шух отметил: «Для регента Деси Санггье Гьатцо сабдаки были естественными действительно существующими существами. … Описание этого духовного мира охватывало для него действительность, которая влияла на человеческую деятельность разнообразными способами. Это касалось, в частности, действий буддийского духовенства при его так называемых религиозных исполнениях (las) не только защиты от опасностей ежедневной жизни населения … но и отражения угрозы на умственном, основанном на размышлениях пути к достижению просветления. Выбор дат исполнения … ритуалов зависел … также от путешествующих во времени сабдаков. Соответственно мы читаем в начале 31-й главы [Vaidurya dkar po] следующее: “Эта (глава) о сабдаках, для (религиозных) исполнений (las), которые смягчают (zhi—ba), позволяют прирастать благополучию (rgyas—pa), осуществляют власть (dbang) и представляют жесткие действия (drag po) исключительно большого значения. (Это учитывается), в частности, для жестких действий от враждебных уничтожающих ритуалов (mngon—spyod), таких как mDos (ритуалы) и gTor ма”». [5] Деси Сангье Гьяцо (XVIII в.) при составлении текста использовал многочисленные источники, большинство которых либо не сохранились до сегодняшнего дня, либо остались еще не исследованными. Он первым отметил, что существующие представления о местопребывании (gnas) и периодах появления (rgyu) сабдаков, а также о методах обращения (bcos) с ними относятся к разным традициям и искажены деревенскими тантриками (grong snags—pa). Поэтому Сангье Гьяцо все доступные ему материалы привел в соответствие с буддийской духовной традицией, в которой получил образование.
Дитер Шух считает, что натурализованное в переводческой литературе тибетское словосочетание sa bdag в значении «владыка (хозяин) земли» не передает смысла духов годов, месяцев, дней и часов. Фактически они не связаны ни с каким объектом или участком географического ландшафта, а только время от времени (периодически) занимают определенную сторону света. Расчет их расположения позволяет осуществить предсказание о наличии препятствий или безопасности на том или ином направлении в пределах выбранного отрезка времени. Такой подход, по мнению Шуха, свойствен chronomantie (хрономантии), букв. «гаданию по времени», а не геомантии — «гаданию по земле». Безусловно, с точки зрения научной достоверности Шух прав, но тибетские астрологи и предсказатели традиционно использовали словосочетание sa bdag, понимая под ним как временных, так и постоянных духов — хозяев земли, ясно отличая календарных духов от владеющих локальными местами и объектами восьми классов божественных и демонических существ (см.).
В приведенных ниже сведениях, извлеченных из трактата Vaidurya dkar po, сохранена только геомантическая часть, отражающая открытость и закрытость направлений пространства, благоприятных или неблагоприятных для видов жизнедеятельности. Все интересные только для специалистов астрологические обоснования перемен сабдаков в течение года, месяцев, дней и часов сознательно опущены. Кроме того, из-за крайней скудности материалов не рассматривались характеристики различных групп сабдаков, особенности их иерархии и иконография образов. Об этом некоторые сведения можно при желании получить у Гьюрме Дордже, Дитера Шуха и др. [6] Учитывая важность знания движения сабдаков для геомантических расчетов, все же необходимо заметить, что недостаточно пользоваться опубликованными таблицами и описаниями духов. Для этого необходимо астрологическое образование и обучение навыкам организации и проведения ритуалов. Примерно о том же сказал и Дитер Шух: «…для трудной интерпретации таких описаний требуются основательные знания nag-rtsis и требуется определенное чутье в обращении с такими калькуляциями». [7]
Оглавление
Введение
Что такое саче?
Стадии проведения саче
Предназначение саче
Интерес к саче
Современное саче
ПРОИСХОЖДЕНИЕ САЧЕ
Религии Тибета
«Религия людей»
«Религия людей» и саче
Краткая история бон
Саче в бон
Краткая история буддизма в Тибете
Саче в буддизме
Легенда о происхождении саче
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО САЧЕ
Тибетские тексты по саче, изданные на европейских языках, содержащие ссылки на другие геомантические трактаты
Тибетские тексты по саче, не изданные на европейских языках
Тибетские источники по саче, упомянутые устно
Современные книги и научные статьи по саче
Выводы по обзору источников
ПЕРВИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МИРОЗДАНИЯ
Тибетские первоэлементы
Китайские первоэлементы
Соединение тибетских и китайских представлений
ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ
Четыре тибетских защитника земли
Защитники земли в человекоподобном и человеческом облике
Стражи стран света и животные — защитники земли
Животные — защитники земли на флажках лунгта
Четыре китайских защитника земли
КОСМИЧЕСКАЯ ЧЕРЕПАХА
Великая Золотая черепаха
Круглая черепаха
Квадратная черепаха
СИМВОЛЫ ЗОЛОТОЙ ЧЕРЕПАХИ
Мева
Парка
Лохор
Геомантические аспекты мева, парка и лохор
САБДАКИ ЗОЛОТОЙ ЧЕРЕПАХИ
Сабдаки мева
Сабдаки парка
Сабдаки лохор
САБДАКИ КАЛЕНДАРНЫХ ПЕРИОДОВ ВРЕМЕНИ
О сабдаках времени
Сабдаки года
1. Изображения сабдаков года, по Vaidurya dkar po
2. Перемены сабдаков года, по Vaidurya dkar po (таблицы)
Сабдаки месяцев
Перемены сабдаков месяцев, по Vaidurya dkar po (таблицы)
Сабдаки дней
Перемены сабдаков дней, по Vaidurya dkar po (таблицы)
Сабдаки времен дня
Перемены сабдаков времен дня, по Vaidurya dkar po (таблицы)
САБДАКИ — ХОЗЯЕВА ЗЕМЛИ
Восемь классов магических существ
Магические существа — владыки земли
ВЫБОР МЕСТА
Анимистическое ландшафтоведение
Правила исследования земли
О материалах и формах
Хорошее и плохое небо
Хорошая и плохая местность
Хорошие и плохие горы
Хорошие и плохие скалы
Хорошие и плохие воды
Хорошие и плохие деревья
Хорошие и плохие пахотные поля
ПРИЛОЖЕНИЕ к главе «Выбор места»
МЕСТА ДЛЯ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ И УЕДИНЕНИЯ
Места для практики и уединения, по Vaidurya dkar po
Места для практики, по Карма Чагме
ОСОБЫЕ МЕСТА
Места активности магических существ
Приложение к разделу «Места активности магических существ» (Из лекции астролога Александра Хосмо)
Святые места
Приложение к разделу «Святые места»
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Храмы
Монастыри
Ступы
Сооружения из камней
ЖИЛЫЕ ПОСТРОЙКИ
О тибетском доме
Место для дома, по Vaidurya dkar po
Строительство дома, по Vaidurya dkar po
Тибетский дом, по Карма Чагме
Приложение. Тибетский дом в современных лекциях и беседах
ГЕОМАНТИЯ УМЕРШИХ
Общие сведения
Геомантия умерших, по Vaidurya dkar po
Геомантия умерших, по Карма Чагме
ВРАГ ЗЕМЛИ И ВРЕДОНОСНЫЕ СВЕТИЛЬНИКИ
Враг земли
Внешний враг земли и методы его подавления
Внутренний враг земли и методы его подавления
Светильники
РИТУАЛЫ
Ритуал земли по Нагрим Ченмо
Ритуалы земли и строительства по Vaidurya dkar po
Разные ритуалы по Vaidurya dkar po
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Изображения cабдака Точе
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Драгоценные четки, исполняющие желания, включающие в себя испрошение земли, зарывание сосуда (бумбы) при строительстве субурганов и помещений для лам, храмов и кладбищ, составленное для удобства практики
СИМВОЛЫ ЗАЩИТЫ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
Рекомендации из Vaidurya dkar po
Рекомендации по Карма Чакме
Рекомендации из разных источников
СУЩНОСТНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИСТОЧНИКИ