Книга Э. П. Сандерса — одно из наиболее фундаментальных исследований в области новозаветной библеистики, являющейся в понимании автора исторической наукой, цель которой — воссоздание истории возникновения христианства путем анализа новозаветных текстов. Трудность задачи в том, что слова Христа и рассказы о его жизни, смерти и воскресении начали записываться спустя 30 с лишним лет после про-исходивших событий и в процессе письменной фиксации и перевода с арамейского языка на греческий неизбежно претерпевали изменения.
В книге обобщаются и заново оцениваются результаты исследований, ведущихся уже более 100 лет. Издание снабжено научным аппаратом и послесловием переводчика.
«…проблема отношения Иисуса к иудаизму слишком часто замыкалась на более поздней религиозной полемике и апологетике: Иисус либо изображался стоящим выше иудаизма того времени (который, как считалось, со времен пророков пришел в упадок), либо объявлялся еврейскими учеными одним из еврейских учителей, при этом развитие христианства приписывалось инновациям Павла. Оказалось непростым делом отдать должное вопросу, поставленному Иосефом Клаузнером: как могло случиться, что Иисус жил целиком внутри иудаизма и при этом положил начало движению, которое отделилось от иудаизма? Ведь ex nihilo nihil fit, из ничего не происходит ничего, или по пословице, нет дыма без огня.
…
Приравнивания изучение Иисуса к изучению его речений, мы тем самым неявно предполагаем, что его настоящим делом было учительство. Тогда он либо его простой учитель, ясно выражающий свои мысли и с помощью притч делающий весть о Боге и царстве более понятной; либо … учитель, трудный для понимания, говорящий загадками, смысл слов которого был и по сегодня остается не вполне ясным; или даже учитель, который намеренно выражался неопределенно. Но какого бы типа учителем мы его ни считали, трудно перейти от Иисуса –учителя к Иисусу –еврею, который был распят, который был лидером пережившей его смерть группы, которая, в свою очередь, подвергалась преследованиям и образовала мессианскую секту, … . Трудно представить его учение настолько оскорбительным, чтоб оно могло привести к казни, или настолько секстанским, чтоб оно привело к образованию группы, в конце концов отделившейся от основной части иудаизма. Нельзя сказать, что ученые не пытались установить связь между учением Иисуса, его смертью и возникновением христианского движения; но эту связь трудно установить»
Э.П. Сандерс «Иисус и иудаизм» .