Яркая, новаторская и визионерская книга итальянского гения, автора таких шедевров, как «Имя розы», «Маятник Фуко», «Открытое произведение» и «Роль читателя». Одно из самых значимых философских, социальных и культурных произведений XX века, во многом этот век осмыслившее, описавшее и обогнавшее. Книга, без которой действительно невозможно представить себе современного человека. «Отсутствующая структура» вышла в далеком 1968 году и с тех пор невообразимое количество раз переиздавалась, перерабатывалась, дополнялась и обновлялась. Одна из главных научных работ Эко и одно из первых серьезных постструктуралистских исследований навсегда вписало имя своего автора в историю философии и культуры XX века. Это одна из тех книг, к которым без всяких скидок применимо броское наименование «шедевр на все времена» и которая абсолютно обязательна к прочтению. Теорию структурализма Эко излагает последовательно, доступно, со свойственной ему легкостью и безупречным умением держать внутреннюю логику текста. Автор возводит структуру в ранг всеобъемлющего, основополагающего понятия современной жизни, восходящего к извечному желанию человека осмыслить и познать изменчивый, зыбкий и хаотичный мир. При этом Эко указывает на безрезультатность этих попыток. Познать жизнь, «Начало» при помощи структуры невозможно, ибо структура есть «присутствие», при том что в основе жизни заложено «отсутствие», которое и позволяет наполнять эту жизнь и временем, и значением, и историей.
Аннотация
Способная заменить десяток учебников по философии, социологии и языковедению, «Отсутствующая структура» с самых разных сторон рассматривает вопрос о том, как мы преобразуем наши мысли в череду понятных другим знаков и как эти знаки, в свою очередь, влияют на наши мысли и наше восприятие мира. «В этой книге, — пишет Эко в Предисловии, — мы задаемся вопросом о том, что такое семиотическое исследование и каков его смысл. Иными словами, такое исследование, в котором все феномены культуры рассматриваются как факты коммуникации и отдельные сообщения организуются и становятся понятными в соотнесении с кодом». И действительно, акт коммуникации автор рассматривает максимально широко, привлекая сюда не только письменное или вербальное сообщение, но и кинематограф, музыкальное произведение, живопись и даже архитектуру.
Об авторе
Умберто Эко (1932-2016) – итальянский филолог, писатель, философ, литературный критик, теоретик культуры. Почетный доктор крупнейших университетов мира, в том числе МГУ им М.В. Ломоносова. Преподавал в университетах Милана, Флоренции, Турина и Болоньи. Кавалер Большого креста и Ордена Почётного легиона (2003). Создатель собственной семиотической теории, исследователь средневековой и современной культуры и эстетики. Лауреат крупнейших литературных премий, включая такие престижные как Strega , Viareggio Prize, Anghiari Prize, Medicis Prize. Автор множества научных и научно-популярных трудов, эссе и статей, а также семи романов, первый и самый известный из которых – «Имя розы» (1980) – успешно экранизирован с Шоном Коннери в главной роли. Его произведения переведены на 40 языков.