Дэниел П. Браун — директор Центра интегративной психотерапии (Ньютон, штат Массачусетс, США), адъюнкт-профессор клинической психологии Гарвардской медицинской школы — искусно проводит читателя через все этапы медитации традиции махамудры, объясняя каждый из них доступным и понятным языком. Чтобы избежать каких-либо противоречий с традиционной системой изложения, автор выстраивает своё исследование, подкрепляя каждый вывод цитатами из классических источников — коренных текстов и авторитетных комментариев к ним. Результатом его работы явился уникальный свод наставлений, представляющий собой синтез инструкций по медитации махамудры, написанных за последнюю тысячу лет, интерпретированный автором сквозь призму глубокого знания традиционного тибетского и современного западного подходов к описанию работы ума.
Дэниел П. Браун (Daniel P. Brown) — директор Центра интегративной психотерапии (Ньютон, штат Массачусетс, США); адъюнкт-профессор клинической психологии Гарвардской медицинской школы, где проработал более 25 лет. Автор четырнадцати книг, включая «Трансформации сознания» (Transformations of Consciousness), написанную в соавторстве с Кеном Уилбером и Джеком Энглером, а так же двух книг публичных диалогов с Далай-ламой.
Отрывки из книги
Из вступления Роберта Турмана
Санскритский термин махамудра (phyag rgya chen po) можно дословно перевести как «великая печать», «великий жест», а для посвящённых в эзотерический смысл — «великая супруга» или даже — «великое принятие». Махамудра является описанием наиболее глубокой, окончательной, абсолютной реальности, которая имеет много названий: нирвана, лоно пустотности-сострадания, нераздельность блаженства и пустотности, относительность ясного света, состояние будды, земля истины, измерение реальности, недвойственность. Само по себе это понятие выражает фундаментальное открытие Будды, которое заключается в том, что когда мы ментально, интуитивно, концептуально и экспериментально познаём истинную природу реальности, она предстаёт как совершенная свобода, бесконечная жизнь, всеохватывающая любовь, как сострадание и блаженство. Наставления, аргументация, моральная дисциплина и медитационная практика, преподанные Буддой, предоставляют нам — существам, которые ошибочно принимают эту реальность нераздельных блаженства-свободы за мир, обусловленный конфликтами, одиночеством и страхом, — действенные методы, позволяющие стать ближе к реальности и открыть для себя всепроникающие свободу и счастье, принадлежащие нам по праву. Путь махамудры — и это ясно и исчерпывающе изложено в данной книге — является непревзойдённым и самым быстрым из всех путей. Этот путь назван по наименованию окончательной цели «великое принятие» потому, что напрямую ведёт к благостной реальности высшего постижения. Мы воспринимаем своё существование в рамках пространства и времени как благостно нераздельное с абсолютной свободой. Наше необычайное счастье льётся через край, становясь великой любовью и состраданием ко всем живым существам, которые погружены в тот же океан светоносности, что и мы.
Этот путь действительно является непревзойдённым. Однако учителя традиции обладают богатым опытом взаимодействия с людьми самых разнообразных характеров, которые принадлежат к самым разным культурам, обществам и даже к различным слоям этих обществ. Они прекрасно понимают, что очень немногие люди получат пользу, получая лишь такие сущностные учения. Для большинства это будет лишь короткий момент облегчения и надежды, которые возникают, когда мы в первый раз слышим о такой природе реальности и о такой возможности пробуждения наших собственных любви и мудрости. Поэтому эти великие учителя разработали систему предварительных практик, чётко описав стадии развития, возможные ошибки и отклонения от верного пути, а также различные способы вступления на этот путь. Данная система создана на основе опыта реальных практикующих, это история их проб и ошибок, успехов и неудач. Таким образом, человек с любым характером найдёт в ней подходящий именно ему способ вступления на путь и методы продвижения по этому пути. Вдобавок к этому большинство текстов составлены так, чтобы служить средством передачи учения от учителя к ученику.
Дэн Браун подробно исследовал содержание традиционных, раскрывающих тайный опыт текстов, относящихся к индийской и тибетской научной и психологической литературе, и проверил его на практике. Он также провёл всестороннее исследование современных методов медитации и психологии, связанных с глубокими поведенческими и когнитивными аспектами. Это позволило Дэну Брауну изложить суть традиции, используя язык, понятный любым практикующим, которые не имеют возможности самостоятельно изучать оригинальные тексты. В этой книге автор выступает не только в роли учёного-теоретика, но и в качестве исследователя-экспериментатора — йогина, обладающего как знанием, так и опытом. Он применял описываемые практики к своему уму и телу и поэтому может поделиться всеми теми открытиями, которые доктринальные тексты описывают теоретически, а наставления помогают реализовать на практике. Его опыт может помочь и нам совершить для себя эти открытия.
Публикация этой книги — работы всей его жизни — выглядит как исполнившаяся мечта. Я помню Дэна ещё по старым временам в Массачусетсе и Нью-Джерси. Он всегда выглядел как сиддх — адепт, пребывающий где-то далеко отсюда. Он бродил по коридорам знаменитых университетов или мало кому известных, но куда ярче оформленных дхарма-центров. Я хочу разделить радость Дэна и поздравить его с этим великим достижением. И также я хотел бы поздравить читателей, которые, работая с этой фундаментальной книгой, живя на её страницах, обнаружат, что она действительно указывает на то великое умиротворяющее слияние с восхитительной реальностью, которое действительно происходит прямо сейчас, в это мгновение, что бы там им ни казалось.
Роберт А.Ф.Турман,
профессор, заведующий кафедрой
индо-тибетского буддизма
Колумбийского университета
Оглавление
Вступительное слово Роберта Турмана
Благодарность
Вступление
Введение
Выражение словами медитативного переживания
Структура книги
Махамудра в контексте буддийской традиции
Как использовать эту книгу
Глава 1. Развитие мотивации
1. Зарождение интереса
1.1. Интерес
1.2. Восхищение
1.3. Уважение
2. Создание причин для зарождения веры:
решение попробовать свои силы в духовной
практике
2.1. Зарождение веры
2.2. Понимание, основанное на вере
Глава 2. Предварительные практики
1. Обычные предварительные практики
1.1. Четыре размышления
2. Особые предварительные практики
2.1. Принятие прибежища
2.2. Бодхичитта
2.3. Устранение вредоносных факторов и развитие факторов, способствующих духовному развитию
3. Продвинутые предварительные практики
3.1. Практика добродетели
3.2. Упражнения, связанные с поведением: моральная дисциплина и контроль за восприятием
3.3. Упражнения, связанные с мышлением: памятование и бдительность
3.4. Сохранение
Глава 3. Созерцание
1. Природа обычного потока ума
2. Созерцание: позиция ума — развитие навыков пребывания на выбранном объекте
2.1. Базовые навыки, необходимые для созерцания и медитации
3. Созерцание: позиция событий, происходящих в потоке ума, — отделение фокуса внимания от концептуальных усложнений и реорганизация потока ума
3.1. Три уединения. Ключевые точки тела и ключевые аспекты ума
Глава 4. Формальная медитация: концентрация с опорой на объект (шаматха с опорой)
1. Концентрация на внешнем объекте: частичное пребывание
2. Концентрация на внутреннем ментальном образе: великая добродетель
3. Искусная визуализация эманирующей формы тигле
4. Абсорбирующая форма тигле. Завершение
4.1. Ваджрная рецитация
4.2. Кувшинное дыхание
4.3. Йога пространства
Глава 5. Формальная медитация: концентрация без опоры (шаматха без опоры)
1. Усиление
2. Расслабление
2.1. Техника «Отпустить всё»
2.2. Техника «Не реагировать, что бы ни возникало»
3. Методы установления баланса
3.1. «Шнур брахмана»
3.2. «Верёвка, удерживающая сноп соломы»
3.3. «Ребёнок в храме»
3.4. «Слон, которого колют шипы растений»
4. Стадии развития концентрации
Глава 6. Проникающее видение (випашьяна)
1. Определение воззрения
1.1. Поэтапное обретение воззрения
1.2. Обретение воззрения при помощи краткого наставления
2. Искусное распознавание
3. Йога неусложнения
3.1. Диалектика трёх времён
3.2. Срединный путь, свободный от крайностей
3.3. Нерастворение
Глава 7. Особая практика
1. Йога единого вкуса
1.1. Воззрение
1.2. Как практиковать
2. Йога немедитации: переход к просветлению
2.1. Поэтапный метод практики йоги немедитации
2.2. Результат практики: природа просветления
2.3. Сжатая форма указующих наставлений
2.4. Практика сохранения, применяемая для исправления ошибок, препятствующих просветлению или приводящих к его утрате
Глава 8. Практика после просветления
1. Привнесение на путь: углубление реализации
2. Привнесение на путь сильных эмоций: устное наставление Пема Карпо о едином вкусе
3. Привнесение на путь с использованием обстоятельств воспринимаемого окружающего мира
4. Привнесение на путь сострадания: «Молитва преданности махамудры», составленная Рангджунгом Дордже
Примечания
Глоссарий
Список использованной литературы