Переживание, отношение, деятельность.
В книге основателя и ректора Московского Института Гештальт-терапии и Консультирования, президента Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов О.В.Немиринского производится анализ современных тенденций в гештальт-терапии и существенный пересмотр ее теории.
Представления о предмете работы гештальт-терапевта расширяются за счет привлечения философской теории диалога Мартина Бубера и достижений научной психологии, развитых в школе Выготского – Леонтьева – Лурии, и видятся как единство переживания, отношения и деятельности. В тексте также много оригинальных теоретических идей и практических рекомендаций. Книга будет интересна практикующим психотерапевтам.
Содержание
Предисповедь автора
Часть 1. Размышления о теории гештальт-терапии
I. Первоначальная структура гештальт-терапевтической теории
II. Трансформация гештальт-теории в книге «Гештальт-терапия. Возбуждение и рост человеческой личности
III. «Полевая перспектива» в современной гештальт-терапии
IV. Логическое завершение превращения понятия поля в основную категорию гештальт-терапии
V. Отношение и деятельность. Категория идеального в диалектической концепции Э.В.Ильенкова
VI. Контуры новой теории
Часть II. Процесс переживания
VII. Переживание как процесс. Концепция регулятивной роли переживания
VIII. Процесс переживания как телесный процесс. Эмпатия
IX. Поддержка терапевтом возбуждения, энергии и силы клиента
Часть III. Диалог
X. Концепция диалога. Человек и мир
XI. Обнаружение Другого. Стыд и диалог
XII. Страсть и диалог
XIII. Пространство отношений
1. Переживание и отношение. Поле и пространство
2. Пространство диалогической встречи
Часть IV. Личность и деятельность
XIV. Единство личности во времени. Жизнедеятельность и личность
Человек и культура. Масштаб личности
Воля как основа цельности личности и способности выстраивать свою жизнь
Противоречия в жизнедеятельности как движущая сила развития личности. Воля как способность к поступку
XV. Групповая психотерапия. Закономерности развития отношений и их связь с переживанием и деятельностью
1. Отношение и переживание. Различные схемы описания групповой динамики
2. Двойственность понятия «групповая динамика терапевтической группы».
Поиск связей между групповым и индивидуальным развитием
3. Полевая модель в групповой гештальт-терапии. Феноменальное поле переживаний вне развития отношений
4. Деятельностный аспект групповой психотерапии
XVI. Исследование содержательного аспекта групповой динамики как процесса личностного роста
1. Проблема, гипотеза, метод, материал исследования
2. Содержание личностных проблем на различных стадиях работы группы
3. Стадии терапевтической динамики группы
3.1. Стадии терапевтической динамики группы
3.2. Психотерапия как путь: смена ведущего контекста самосознания
3.3. Психотерапия как путь: экзистенциальное значение стадий
4. Механизмы терапевтической динамики группы – механизмы личностного роста
4.1. Двухфазная структура стадий
4.2. Макродинамика развития. Тезис – антитезис – синтез. Спиралевидный характер развития
4.3. Микродинамика развития. Принцип маятника. Единство противоположностей
XVII. Проживание парадокса как способ обогащения отношений. Совместная деятельность в работе с парами
XVIII. Психотерапия и поэзия
XIX. Созидание
Литература