О связях нацизма и оккультизма написан даже не вагон, а целый состав литературы, где стандарт развесистой клюквы задает «Утро магов» Жака Бержье и Луи Повеля, а добротного академического исследования — «Оккультные корни нацизма» Николаса Гудрика-Кларка. Относительно молодой американский историк Эрик Курландер стремится если не потеснить последнее из упомянутых изданий, то по крайней мере действует на том же уровне проработки вопроса.
Работа Курландера ощутимо масштабнее книги Гудрик-Кларка, американец сознательно избегает сюжетов, которые прекрасно осветил британский коллега, и оспаривает его выводы, согласно которым ариософия не слишком повлияла на политику нацистов. Напротив, утверждает американец, если мы хотим разобраться, чем был Третий рейх, нам придется самым серьезным образом отнестись не только к гиммлеровским фантазиям о Гиперборее, но и к катарскому гностицизму Отто Рана, палеолитическим видениям Германа Вирта, конфликтам ирминстов школы Вилигута с арманистами школы Листа, а также к теории полой Земли, доктрине вечного льда и прочей будоражащей ереси. Все эти вещи и множество иных Курландер освещает плотно, суховато, без скандалов, придирчиво отбирая источники.
Центральный концепт Курландера — это «сверхъестественное воображаемое» (по аналогии с социальным воображаемым Чарльза Тейлора), т. е. сложный комплекс мыслительных ходов и практик, который сформировался в конкретных исторических условиях и стал условием возможности не менее конкретных действий нацистов на ниве политики и общества. Униженные после Первой мировой немцы в целом ощущали себя крайне неуютно под угрозой растворения во вражеских веяниях. Именно «сверхъестественное воображаемое», агломерат антимодернистских верований и модернистского сциентизма, обеспечило механизмы, с помощью которых можно было обратить опасных «других» (большевиков, евреев, африканских оккупантов Рура и т. п.) в «монстров» — тех самых, что фигурируют в названии книги, и затем им противостоять.
«Под влиянием нетрадиционных исследований лечения рака Зигмунда Рашера Гислер инструктировал IWZ работать с Volksmedizin, используемыми антропософией и реформой жизни холистическими и гомеопатическими методами, для чего привлекли также Хирта и Мэя. Математический отдел устроили в концлагере Заксенхаузен в 1944 году, а ботанический — в начале 1945 года».
Монстры Гитлера, Сверхъестественная история Третьего рейха, Эрик Курландер, Видавництво Владимир Даль.