Лонгчен Рабджам (1308–1363) — великий Учитель традиции ньингма, и в частности дзогчен, учения великого совершенства, достигший реализации дхармакаи, завершения стадии «истощения явлений».
Книга содержит жизнеописание Лонгчена Рабджама, духовное завещание «Безупречный свет» и выдержки из его работ, а также две поэмы Патрула, восхваляющие этого великого Учителя.
Отрывки из книги
***
Едва научившись говорить, ребенок стал очень четко описывать разные явления, будто вспоминая события прошлых жизней. Когда он был еще маленьким, его семья переехала в место недалеко от Кхамсум Метокдрол, рядом с монастырем Самье. Наделенный сильной верой, чуткостью и смышленостью, уже к пяти годам Дордже Гьялцен умел бегло читать и писать — он научился этому, когда ему просто показали все буквы. В семь лет с ним стал заниматься отец, давая ему посвящения, объяснительные комментарии, устные наставления, традиционные методы практик под названием Собрания Сугат и циклы учений, сфокусированные на Хаягриве, Ваджракилае, а также на мирных и гневных формах Гуру Ринпоче. Он изучал медицину, астрологию и другие дисциплины. В Цонгду в долине Драчи, девятилетний, он изучил Сутру праджняпарамиты в двадцати тысячах строфах и Совершенство мудрости в восьми тысячах строфах, прочитав эти тексты вслух по сто раз каждый и запомнив их наизусть. Когда ему было девять лет, умерла его мать.
***
Обучаясь у Ригдзина Кумарадзы, Лонгченпа находился в крайне суровых условиях. На два месяца у него уходило небольшое количество муки и двадцать одна ртутная пилюля размером с горошину. Все, что он имел, чтобы укрыться от лютых морозов и снегопада, — тряпичный мешок. Этот мешок использовался им также как матрас и одеяло. И в таких условиях он прослушал все духовные наставления Кумарадзы.
***
Симпатии и антипатии подобны детской забаве.
Бессмысленные привязанности и неприязни — обжигающее пламя.
Так оставьте склоки и потуги обуздать друг друга —
Обуздайте собственные умы.
За «вашими» действиями ничего не стоит, они подобны наваждениям.
Вы стремитесь к «чему-то», но нет «результата».
Так оставьте дела обывателей, не цепляйтесь за «вещи» этого мира — ищите путь к освобождению.
***
Сознание по своей природе — пространство-основа явлений, подобное небу.
Обнаружение этого пространства-основы — окончательное постижение.
Наивысшее состояние совершенно однородно, абсолютно недвойственно.
Реализуйте его.
***
На вершине холма, в лесу, на острове, гармоничных во все времена года,
Созерцай однонаправленно, не отвлекаясь, ясность, свободную от умопостроений…
«Внешнее» и «внутреннее» взаимозависимы, поэтому живи в уединении в «отзывающемся» у тебя месте.
Горные вершины, cпособствуя просторности и ясности ума, хороши для стадии зарождения, благоприятны для рассеивания притупленности.
Заснеженные горы, способствуя очищению ума и поддерживая в созерцании, хороши для обретения прозрения. Там меньше препятствий.
Леса, способствуя устойчивости ума и его способности к созерцанию, хороши для обретения блаженства безмятежности.
Скалистые горы c присущими им ясностью и мощью, способствуя ощущению непостоянства и раскаянию, хороши для слияния прозрения с безмятежностью.
Берега рек, способствуя «смыванию» мыслей, хороши, чтобы очнуться [от самсары].
Кладбища, ускоряя обретение [подлинного], хороши для практики обеих стадий — зарождения и завершения.
Оглавление
Рождение и ранние годы
Дальнейшее обучение
Обучение под руководством Ригдзин а Кумарадзы
Передача учений
Открытие терма и другие деяния
В изгнании и возвращение
Последние годы и уход
Духовное завещание Лонгчена Рабджама «Безупречный свет»
Выдержки из трудов Лонгчена Рабджама
Поэмы Патрула Ринпоче, восхваляющие Лонгченпу
Глоссарий