Рид вважав, що здоровий глузд (у особливому філософському розумінні) є, або, принаймні, повинен стати, основою вирішення будь-якої філософської проблеми. Він не згоден з Девідом Юмом і Джорджем Берклі, що зовнішній світ є лише ідеями в нашому свідомості. Рид стверджував, що саме здоровий глузд каже нам про існування зовнішнього світу. В свій час і деякий час у дев’ятнадцятому столітті він був високо поважаний, навіть більше, ніж Юм.
Його теорія пізнання сильно вплинула на філософію моралі. Він вважав епістемологію вступною частиною практичної етики: коли ми переконані в наших загальних віруваннях за допомогою філософії, тоді всі наші дії відбуваються в згоді з нашими переконаннями, оскільки ми знаємо, що правильно. Його філософія моралі нагадує латинський стоїцизм, опосередкований сколастикою, Святим Томою Аквінським і християнським світосприйняттям. Він часто цитує Цицерона, у якого він насправді запозичив термін «здоровий глузд».
Переклад книги Т. Ріда «Дослідження про людський дух на основі здорового глузду» на російську мову здійснений з видання The Works of Thomas Reid. ed. Hamilton (London-Edinburgh. V. I, 1868) М.А. Абрамовим за участю І.І. Мюрберга. Переклад перевірений з оригіналом та відредагований А.Л. Субботіним.
Философия здравого смысла, Томас Рид, История философии в памятниках, Видавництво Канон+
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ. Т. РИД И ФИЛОСОФИЯ ЗДРАВОГО
СМЫСЛА — ШОТЛАНДСКИЙ ОТВЕТ СКЕПТИЦИЗМУ
1. Шотландское чудо
2. Д-р богословия Томас Рид м-ру Юму, эсквайру
3. Миссия и метод Рида. Идеизм как последняя
стадия философского лунатизма
4. Домысел, уподобляющий разум зеркалу, в
котором чувства показывают ему образы внешних
вещей, — прародитель чудовищ парадокса и
скептицизма
5. Несходство наших ощущений и чувств с
внешними вещами — невинная мать всех чудовищ
парадокса и скептицизма
6. От здравого смысла до сумасшедших идей — один
шаг
7. Физиология и психология зрения. Парадоксы
доктринерства и реальные достижения
8. Подведение итогов. Вместо впечатлений и идей —
знак и внушение
Т. РИД. ИССЛЕДОВАНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДУХЕ НА
ОСНОВЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
ПОСВЯЩЕНИЕ
Глава I. Введение
1. Важность предмета и средства его разработки
2. Препятствия нашему познанию духа
3. Нынешнее состояние названной части
философии. О Декарте, Мальбранше и Локке
4. Апология этих философов
5. О епископе Беркли, «Трактате о человеческой
природе» и о скептицизме
6. О «Трактате о человеческой природе»
7. Системы всех названных авторов одинаковы и
ведут к скептицизму
8. Нам не следует терять надежду на лучшее
Глава II. ОБ ОБОНЯНИИ
1. Порядок рассмотрения. О посреднике и органе
обоняния
2. Ощущение, рассмотренное абстрактно
3. Ощущение и воспоминание, естественные
принципы веры
4. Суждение и вера в некоторых случаях
предшествуют простому представлению
5. Две опровергнутые теории природы веры.
Выводы из того, что было сказано
6. Апология метафизических абсурдов — ощущение
без чувствующего, следствие из теории идей — к
чему приводит сие странное мнение
7. Представление и вера чувствующего существа
или духа внушаются нашей конституцией — понятие
об отношениях не всегда получается путем
сравнения связанных между собой идей
8. Существует качество или свойство в телах,
которое мы называем их запахом. Как это связано с
ощущением в воображении
9. О том, что существует начало в человеческой
натуре, из которого выводится понятие об этом,
так же как и все другие естественные свойства или
причины
10. Активен или пассивен дух в ощущении?
Глава III. О ВКУСЕ
Глава IV. О СЛУХЕ
1. Разнообразие звуков — определение их
местонахождения и удаленности — результат
привычки, а не рассуждения
2. О естественном языке
Глава V. ОБ ОСЯЗАНИИ
1. О тепле и холоде
2. О твердости и мягкости
3. О естественных знаках
4. О твердости и других первичных качествах
5. О протяженности
6. О протяженности
7. О существовании материального мира
8. О системах философов, имеющих отношение к
чувствам
Глава VI. О ЗРЕНИИ
1. Превосходство и достоинство этой способности
2. Зрение не открывает почти ничего из того, что
слепой не мог бы понять. Причины этого
3. О видимых внешних образах объектов
4. Цвет есть качество тел, а не ощущение духа
5. Вывод из предшествующего
6. Никакие наши ощущения не похожи на
какие-либо качества тел
7. О видимой фигуре и протяженности
8. Ответы на некоторые вопросы о видимой фигуре
9. О геометрии видимого
10. О параллельном движении глаз
11. О нашем видении объектов, возникающем из
перевернутых образов
12. Продолжение обсуждения того же предмета
13. О видении объектов одинарными двумя глазами
14. О законах зрения низших животных
15. Косоглазие, рассмотренное гипотетически
16. Факты, относящиеся к косоглазию
17. О действии привычки при видении одинарного
объекта
18. О мнении д-ра Портерфилда относительно
одинарного и двойного зрения
19. О теории Бриггса и предположении сэра Исаака
Ньютона на сей предмет
20. О восприятии вообще
21. О естественном процессе в восприятии
22. О знаках, посредством которых мы учимся
воспринимать расстояние от глаза.
23. О знаках, используемых в других
приобретенных восприятиях
24. Об аналогии между восприятием и доверием,
которое мы оказываем человеческому
свидетельству
Глава VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ
РАЗМЫШЛЕНИЯ О МНЕНИЯХ ФИЛОСОФОВ НА ЭТОТ
ПРЕДМЕТ
Примечания
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. У. Гамильтон. Дополнительные
рассуждения или побочные исторические и
критические замечания. Заметка о философии
здравого смысла или о нашей первичной вере,
рассмотренной как конечный критерий истины
ЛИТЕРАТУРА
ПРОПУЩЕННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Список приведенных свидетельств
Примечания
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дугалд Стюарт. Рассказ о жизни и
творчестве Томаса Рида, доктора огословия
Часть I, охватывающая период от рождения до
даты последней публикации
Часть II, содержащая некоторые замечания
касательно духа философии д-ра Рида и круга
освещаемых ею вопросов
Часть III. Заключение к сказанному
Примечания