Дадаизм – стиль изобразительного искусства, который стал верхней точкой в разрушении образности. Возникновение такой группы, как дадаисты было связано с открытием артистического клуба «Кабаре Вольтера» в Цюрихе. Что обозначает понятие «дадаизм» не знает никто. Вот что пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: «Дада – это хвост священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки… или воспроизведением младенческого лепета. Словом, дада выражает нечто абсолютно неуловимое, возможно безсмысленное, но, как нельзя лучше, подходящее для названия нашего течения». По словам Георга Гроса, дадаисты представляют собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность «ради великого Ничто». Нигилизм дадаизма не выражается позерством, его мотив – исторический: Первая Мировая Война, принесшая Европе огромные разрушения и человеческие жертвы. Чтобы донести до зрителя какую-либо идею в такой атмосфере, кричать нужно как можно громче, потому что патриотические речи и пропаганда, навязываемые правительствами, не оставляли в покое. Близкие к буффонаде, абсурдные насмешки дадаистов очень скоро нашли благодарных зрителей и сподвижников. Ещё одна черта дадаизма – космополитичность. В «Кабаре Вольтера» собирались люди разных национальностей — Тцара был румыном, Балль – немцем, Арп – французом и другие.
Расцвет дадаизма приходится на 20 годы ХХ века, при этом все передовые художники Европы попадают под влияние этого направления, словно сраженные единым вирусом. Произведения дадаистов бессмысленны и беспощадны, провокационны – Мона Лиза с усами, расписанный писсуар, привычные обьекты, соединенные в непривычные композиции, инсталляции и совмещение живописи с другими видами искусства.
Позднее дадаисты понимают, что вращаються в замкнутом пространстве, и начинают активно искать новые формы для самовыражения. Отметим, что далее многие дадаисты выбрали для себя сюрреализм. Основные представители: Тристан Тцара, Марсель Дюшан, Фрэнсис Пикабио, Жан Ганс Арп.
Стилі образотворчого мистецтва