Кубизм – стиль изобразительного искусства пepвoй чeтвepти XX вeкa. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года – канун первой мировой войны. Его основная идея – разложение образа на простые геометрические составляющие, пластическая деформация объектов, изображение нескольких взаимосвязанных плоскостей. Реальность картины понималась кубистами как иллюзия на окружающую действительность, при этом не отвергалось зрительное восприятие, в первую очередь, реальность картины, включала логическое и рациональное рассмотрение объектов и их совокупностей. И мышление, и взгляд на действительность стали многослойными, и художник, в первую очередь, стремился донести самую полную, объективную информацию до зрителя, а не свою субъективную точку зрения. Кубизм представляет объективную реальность как плоский отпечаток, предмет расчленяется на элементы, которые проникают и перекрывают друг друга. Кубисты, используя условный характер пространства на холсте, продемонстрировали принципиально новый подход. Это стало настоящей революцией в искусстве, масштабы которой соизмеримы разве что с эпохой Возрождения. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины.
По легенде, Анри Матисс, увидев впервые картину «Дом в Эстаке» кисти Брака, пошутил, что она сводится к представлению отдельных кубов. Именно так и появился термин «кубизм».
Атмосфера и свет на картинах кубистов отсутствуют (яркий пример – аналитический кубизм Брака и Пикассо), основное средство выражения – многоцветность. Искусствоведы относят зарождение кубизма ко времени окончания Первой мировой войны. Среди мещан это направление искусства вызывало натуральное бешенство. Круг критиков искусства и поэтов, которые стояли у истоков кубизма, сумел сохранить зародыш этой идеи и развить его, вызвав недюжий интерес у передовых умов всего мира. Философ Гегель почти за век до зарождения кубизма писал, что в новом времени искусство становится всё более рефлектирующим, вытесняя образы абстракциями, и грань между творчеством и искусствоведением становится всё тоньше.
Стилі образотворчого мистецтва