Символизм – стиль изобразительного искусства конца XIX-начала XX века. Стиль, возникший как реакция на доминирование норм буржуазного «здравомыслия». В философии и эстетике — позитивизма, а в искусстве – натурализма. Символизм, прежде всего, оформился во французской литературе конца XIX века, и потом распространился по Европе. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Стиль, в котором универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считается символ. Символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий трансцендентальный, скрытый в привычном состояния смысл явлений. Художник-творец рассматривается как посредник между реальным и сверхчувственным, находящий знаки мировой гармонии, обращающий внимание на признаки, которые могут связывать будущее с современным или с событиями прошлого… Несмотря на то, что символизм, по своей идее, для изобразительного искусства достаточно сложный, он все же сформировал единую систему. Как и поэты, художники ищут источник вдохновение в смерти и рождении, любви, грехе, переживаниях. Ищут там, где, по их мнению, можно найти трансцендентальный смысл. Неудивительно, что широко распространено религиозно-мистическое восприятие мира. Символизм нашёл широкое распространение в творчестве многих мастеров: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.
Стилі образотворчого мистецтва