Модернизм – стиль изобразительного искусства, приоритетом которого являются современные ценности –свобода, индивидуализм. В XIX веке модернизм был художественной идеологией, а в XX веке стал целостной эстетикой, которая отвергала пережитки классического античного и христианского искусства. Модернизм мог положить начало для нео-религии, в которой самовыражение человека происходит через его искусство, при этом художник имел бы полное право выбирать как сюжет, так и формальный язык его выражения.
Основным позитивным моментом (и негативным), как при любом отказе от старых принципов и поиске новых, художник оказывался в интенсивном поиске новых идей, решений и форм. Взамен локальному размещению художественных школ приходит интернационализм. В формировании модернизма важную роль сыграл разрыв финансовых связей между творцами и ценителями искусства, художник стал менее зависим от потребителя творчества и начал противостоять потенциальному зрителю в создании своего продукта. Модернизм подтолкнул к разделению на коммерческое, обывательское и, менее доступное, высокое искусство. В зрелом виде модернизм двигался от постимпрессионизма через кубизм к абстракции, при этом полотна и другие художественные формы становились всё более схематичными и аскетическими. Освобождение от лишней нагрузки основных художественных средств – цвета, линии, плоскости, — привело к тому, что сами эти средства стали объектами изображения. Обнаружились границы в искусстве. Искусство осмыслило само себя, придя к бесконечной рекурсии. Гегель писал, что в этот момент искусство должно было умереть, однако, вопреки философским канонам, но не здравому смыслу, переродилось в новые, интересные формы. Из созидательного искусство превратилось в агрессивное, критическое, рефлексирующее.
Стилі образотворчого мистецтва