Эта поистине философская книга возвращает нас к основам – явному опыту доказательства и загадочному отношению математики к природе. Он задает неожиданные вопросы:
- Что делает математику математикой?
- Откуда появилось доказательство и как оно развивалось?
- Как возникло различие между чистой и прикладной математикой?
В широком спектре дискуссия, которая как погружена в прошлое, так и необычно приспособлена к конкурирующим философским идеям современных математиков, показывает, что доказательства и другие формы математического исследования продолжают жить, развиваясь в соответствии с практиками, отвечающими современным технологиям, и все это связано с постоянными (и удивительными) фактами о людях.
Он выделяет несколько различных типов применения математики и показывает, как каждый из них ведет к различным философским головоломкам.
Здесь примечательны новые философские мысли о доказательствах, приложениях и других математических действиях.
Ян Хакинг – профессор Колледжа де Франс в отставке (кафедра философии и истории научных концепций) профессор философии в отставке Университе- та Торонто. Его самые последние книги – «Укрощение случая» (1990), «Переписывание души» (1995), «Социальное конструирование чего? (1999), «Введение в вероятность и индуктивную логику» (2001), Mad Travellers (2002), «Появление вероятности» (2006).
Отказавшись от обычного предисловия в предыдущем своем переводе из серии «Библиотека аналитической философии» издательства Канон + книги А. Коффа «Семантическая традиция от Канта до Карнапа» (2019), я решил возместить это упущение довольно обстоятельным послесловием уже к очередной книге серии, а именно, книге с заглавием «Почему вообще существует философия математики».
Книга принадлежит перу одного из наиболее известных философов науки Яну Хакингу. В первом случае предисловие было бы вряд ли обозримо, поскольку А. Коффа представил целую философскую традицию аналитического толка в совершенно новом ключе. В случае книги Я. Хакинга я был более подготовлен к тому, чтобы дать читателю некоторое представление о характере его творчества. Послесловие содержит некоторые мои результаты исследований по философии математике Яна Хакинга, пожалуй, наиболее оригинального и самобытного философа науки (на русском языке довольно давно издана его книга «Представление и вмешательство».
Философские взгляды Хакинга носят следы философской археологии Мишеля Фуко, и самое главное, поздней философии Людвига Витгенштейна. Книге Хакинга присущ педантизм, который проявляется во внимании к источникам: от словарей и энциклопедий до тщательных уточнений деталей истории и анализе концепций. Эту особенность автора я имел в виду, давая в большинстве случаев оригиналы имен и названий книг и статей. Хотя некоторые вхождения в чрезвычайно богатой библиографии на английском языке имеются в русском переводе, я не стал их дублировать, дабы облегчить обращение к оригиналам в случае такой необходимости. Оригинальное название книги «Почему вообще существует философия математики» вряд ли соответствует броским и кратким образцам в этом жанре. Поэтому при переводе выбран несколько иной вариант, который полностью соответствует замыслу книги, и является по сути несколько измененным утверждением Витгенштейна (приведенным в этой же книге):
«Философская антропология математики», и уже подзаголовком идет вопрос Хакинга, происхождение которого и ответ на него автор обыгрывает по ходу всей книги. Специализированных книг по философии математики на английском языке довольно много. Хакинга интересовали не описания конкретных программ в современной философии математики (многие из которых, кстати, он находит предельно скучными и банальными), а более общие вопросы, выделяющие философию математики среди специальных в философии науки, как философию par excellence. Как следствие, это книга не по философии математики, а о философии математики.