Образ боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой — суровой обличительницы новых обрядов, введенных в российской церкви в середине XVII столетия патриархом Никоном и российским царем Алексеем Михайловичем, — знаком нам прежде всего благодаря картине художника Василия Ивановича Сурикова, запечатлевшего переломный момент в ее жизни, когда ее, богатейшую и знатнейшую женщину России, везут на санях, закованной в кандалы, к месту будущих мучений и пыток. Но кем была эта женщина? Почему ради своих убеждений, ради приверженности старой вере она не побоялась лишиться всех причитавшихся ей благ, да и самой жизни? Почему даже под страхом смерти она не согласилась — хотя бы для вида — перекреститься на новый лад, то есть тремя перстами, и произнести по-новому Символ веры? И только ли религиозный фанатизм был причиной ее непреклонности? На эти вопросы дает свой ответ автор книги, известный петербургский историк и публицист Кирилл Яковлевич Кожурин. Особый интерес книге придает то обстоятельство, что в ней представлен именно российский старообрядческий взгляд и на биографию боярыни Морозовой, и на всю российскую историю XVII века.
Боярыня Морозова, Кирилл Кожурин, Жизнь замечательных людей, Молодая гвардия.